Что такое «медленная мода»?

Тенденция к «замедлению» наметилась в обществе еще в 1980х. Правда, все началось не с моды, а с еды: в 1986м в Италии прошла акция протеста, связанная с открытием в Риме первого McDonalds. Идея быстро распространилась за пределы страны. Медленная еда противопоставлялась фастфуду, вдумчивое медленное образование – экспресс-курсам обучения, медленная мода – дешевой и некачественной одеждой из масс-маркета, коллекции которой обновляются чуть ли не каждую неделю. Термин «медленная мода» или «slow fashion» появился в 2007 году благодаря англичанке Кейт Флетчер. Общественный деятель и публицист, пишущая в том числе о дизайне и моде, противопоставила это явление «быстрой моде» – массмаркету. Согласно ее идеологии, «медленная мода — это не сезонный тренд, который приходит и уходит, как линька у животных, а набирающее обороты экологически рациональное движение». Основной тезис медленной моды — качество важнее количества: из него следует замедление темпов потребления одежды и осознанный выбор долговечных вещей. И комиссионные магазины одежды играют в этом огромную роль.

Почему медленная мода актуальна в наше время?

Причин, по которым о понятии «медленная мода» стали говорить все чаще, много – это и рост экологичности сознания людей, и последствия череды кризисов, которые заставили потребителей подходить к покупкам более обдуманно, и перенасыщенность модного рынка. Новые технологии и удешевление производства сделали регулярное обновление гардероба очень доступными, поэтому для многих поиски собственного уникального стиля сменились охотой за скидками на бесконечных распродажах. Люди стали покупать, не задумываясь, и так же одеваться. Медленная мода призывает остановиться и обдумать свой подход к покупкам, начав носить более качественные вещи и выражать с помощью одежды свою индивидуальность.

Еще одна причина, по которой медленная мода становится все более актуальной – изменения в покупательском поведении. За последние несколько лет люди стали покупать совсем иначе: онлайн-магазины стали для нас обычным явлением, а виртуальные сервисы по подбору одежды заменили стилистов. Темп жизни стал более быстрым, а вместе с ним ускорился и процесс шопинга, захватив с собой множество побочных эффектов – например, стресс, результатами которого становятся различные проблемы со здоровьем. Добавьте к этому последние месяцы, которые тоже привнесли в поведение покупателей определенные коррективы – и поймете, как сильно нам не хватает возможности неторопливого выбора и возможности по-настоящему осмыслить покупки. Ведь именно это принудительное замедление показало всем нам важность баланса скоростей жизни и вовлеченности в происходящее вокруг. В условиях новой переосмысленной реальности медленная мода становится инструментом налаживания контакта с собственными эмоциями и приводит к постепенному снижению уровня ежедневного стресса.

Медленная мода против масс-маркета

Быстрая мода создана в первую очередь с целью повышения товарооборота: этот термин обычно используют, когда говорят о брендах, ассортимент которых обновляется очень быстро. Fast fashion использует высокоскоростной цикл производства одежды и дают «быстрый ответ» на свежие модные тенденции. Каждый год одна марка масс-маркета обновляет свои коллекции около двадцати раз, привлекая покупателей низкой стоимостью и новыми моделями, которые соответствуют последним трендам. Такой товарооборот приносит больше прибыли за счет количества проданного: вещи производятся, используются и выбрасываются, не получая второй жизненный цикл, не замыкая цепочку, а обрывая ее. 

Утверждать, что масс-маркет представляет собой абсолютное зло, будет неверно – в конце концов, именно магазины с недорогой одеждой существенно упростили нашу жизнь, сделав вещи доступнее. Но его недостатки перевешивают это достоинство. Во-первых, в масс-маркете практически невозможно найти одежду высокого качества. Во-вторых, именно массовые бренды стимулируют перепотребление. Из-за того, что коллекции одежды в недорогих сетевых магазинах выходят не раз в сезон, а чуть ли не каждую неделю, мы автоматически начинаем покупать больше вещей-однодневок вместо того, чтобы инвестировать в несколько качественных предметов, и привыкать к «одноразовой» одежде. Но тренды быстро проходят – и в результате мы имеем огромное количество вещей, большинство из которых нам совсем не нужны. Летом 2018 года немецкая компания Movinga опросила 18 тысяч человек из 20 стран и выяснила, что мы носим в лучшем случае половину всех имеющихся у нас вещей, и несмотря на то, что большую часть их можно передать новым хозяевам или сдать на переработку, до ящиков сбора вторсырья доходит только малая часть. 

В третьих, масс-маркет наносит огромный вред окружающей среде: благодаря «быстрой моде» в мире ежегодно производится более 150 миллиардов предметов одежды и аксессуаров, большая часть из которых выбрасывается: только в США каждый год выбрасывается около 15 миллионов тонн текстильного мусора, из которых перерабатывается только 2,5 миллиона тонн – оставшиеся отправляются на свалки или сжигаются. Именно против этих негативных последствий и борется медленная мода.

Основные принципы медленной моды

  • Бойкотирование массового производства одежды и быстрой моды: отказ от масс-маркета и «одноразовой» одежды. Медленная мода предлагает сосредоточиться на качественных материалах и изготовлении в противовес масс-маркету с его дешевыми вещами и постоянно обновляемым ассортиментом. Комиссионные магазины одежды в этом случае могут стать настоящей находкой: люксовые комиссионки, онлайн-маркетплейсы и брендовые секонд-хенды предлагают вещи высокого качества со значительными скидками от первоначальной цены. А когда речь идет об одежде или обуви от известных Домов моды, даже 20% могут оказаться серьезной суммой. Кроме того, в рядах постоянных клиентов люксовых секонд-хендов часто состоят персональные стилисты и профессиональные байеры – благодаря им, зайдя в комиссионный магазин брендовой одежды или на ресейл площадку, вы можете отыскать вещи из последних коллекций с существенными скидками.
  • Выбор одежды местного производства и покупка вещей местных дизайнеров. Покупая одежду у локальных брендов, вы поддерживаете индивидуальный подход к производству и можете быть уверены в том, что у вашей вещи нет несколько сотен, а то и тысяч, близнецов. Небольшие бренды, как правило, отшивают одежду в очень ограниченном количестве – а это значит, что они не сталкиваются с проблемой нераспроданных остатков и нереализованного материала, который в другом случае пришлось бы просто-напросто выбросить. Покупка у местных марок помогает напрямую поддерживать сотрудников – ведь большая часть прибыли локальных брендов идет именно на выплату заработных плат, а не крупным корпорациям. И еще один немаловажный момент: поддерживая местных дизайнеров, вы поддерживаете и важные процессы в обществе – ведь зачастую именно небольшие марки поднимают в своих коллекциях остросоциальные темы.
  • Покупка винтажной одежды и украшений. Винтаж – один из главных трендов последних лет. Комиссионные магазины одежды и люксовые секонд-хенды – пожалуй, наиболее вероятные места для таких удачных находок: на вторичном рынке можно найти винтажные Saddle Bag от Dior, Chanel classic flap с золотой фурнитурой, лимитированные сумки Louis Vuitton, созданные в коллаборациях с художниками или вещи Celine времен Фиби Файло – например, культовую косуху или снятые с производства очки Edge и Tilda. Кстати, винтажные наряды ценят многие звезды от голливудских актрис до икон стристайла – Хлое Севиньи, Вайнона Райдер, Николь Кидман, Джулия Робертс, Рэйчел Зоуи, Мэри-Кейт и Эшли Олсен и, конечно, королева бурлеска великолепная Дита фон Тиз выбирают брендовые платья с историей, когда хотят быть неповторимыми на торжественных мероприятиях и выходах. А Меган Маркл виртуозно сочетает винтажные вещи от Dior 1950-1960 годов с более современными – и регулярно попадает в них в модные хроники.
  • Жертвование ненужной одежды: сдача одежды на переработку, передача в благотворительные фонды. Ненужные вещи могут стать вашим личным вкладом в благотворительность. Практически во всех городах действуют общественные организации, волонтеры которых помогают нуждающимся, а в мегаполисах установлены специальные боксы для сбора вещей. Содержимое таких ящиков сортируют и отправляют в детские дома или раздают бездомным. В Москве действует несколько социальных сервисов, которые принимают ненужные вещи: после сортировки пригодная к повторному использованию одежда продается на барахолках (прибыль, как правило, тоже отправляется на благотворительные цели), а вышедший из эксплуатации текстиль отправляется на переработку. 
  • Отказ от сезонности. Речь не об использовании летом зимней одежды и наоборот, а о том, что хорошую вещь вы вполне можете носить не один сезон или даже не один год подряд. Медленная мода предполагает, что гардероб должен в основном состоять из базовых вещей высокого качества, которые хорошо сочетаются друг с другом. Такие вещи непросто найти в масс- и миддл-маркете – настоящим спасением могут стать комиссионные магазины брендовой одежды, где вы сможете найти проверенные временем классические модели по куда более гуманным, чем в бутиках, ценам.

Какое будущее ждет медленную моду?

Стоит ли полностью отказываться от вещей из масс-маркета в пользу медленной моды? Вопрос неоднозначный. Недорогие вещи промышленного производства позволяют нам одеваться с ног до головы быстро, модно, и за небольшие деньги. Тем не менее, медленная мода кажется нам куда более привлекательной тенденцией. Осознанный и неторопливый выбор одежды, на который вы потратили несколько часов (а то и дней), в результате сэкономит вам время, которое в ином случае ушло бы на примерку бесконечного количества вещей с распродаж в сетевых магазинах. Медленная мода позволит вам совершать покупки куда более осознанно – ведь приходя в комиссионный магазин брендовой одежды или заходя на сайт люксового секонд-хенда, вы можете отвлечься от агрессивной рекламы и навязанных ей модных трендов, сосредоточившись на том, что подходит именно вам. Кроме того, такой подход к шопингу позволит вам избежать негативных эмоций, которые часто возникают из-за необдуманных покупок и сожалений о потраченных деньгах. Медленная мода учит покупателей обдумывать необходимость каждого приобретения и выбирать одежду, обувь и аксессуары более рационально, поэтому комиссионные магазины одежды вполне можно назвать отличным инструментом для профилактики приступов шопоголизма. Словом, разумного в принципах медленной моды немало — возможно, стоит присмотреться к ним, чтобы найти что-то близкое для себя. Тем более, похоже, это движение будет развиваться и дальше.

You can`t add more product in compare